Дистанционное обучение в Украине. Журнал Аудитория

Основы дистанционного обучения. Состав систем дистанционного обучения

http://od-edu.com/Важнейшим методологическим принципом всех программ дистанционного обучения являются ежедневные, или, по крайней мере, систематические занятия. Такую возможность позволяют организовать системы дистанционного обучения.
Хотя дистанционное обучениеобучение индивидуальное, предполагающее общение только учащегося и преподавателя посредством компьютера, оно также включает элементы коллективного обучения. Большое значение в системах дистанционного обучения придается работе в группе при помощи форумов, чатов и прочих возможностей.
Посредником между учеником и преподавателем при дистанционной форме обучения становится система дистанционного обучения, которая представляет собой целый комплекс модулей, отвечающих за отдельные этапы обучения. В состав дистанционного обучения входят:
  1. Подача теоретического материала:
–   урок/лекция,
–   мультимедиа,
–   описание практической/лабораторной работы,
–   глоссарий,
–   библиотека.
  1. Проверка усвоения подачи материала:
–   отчет по практической/лабораторной работе,
–   вопросы/задачи к уроку/лекции (домашние задания),
–   тесты (для самоконтроля, для оценивания знаний),
–   контрольная работа (экзамен) – как в тестовой форме, так и в форме вопросов.
  1. Общение учащихся с учителем и между собой:
–   вопросы по лекции (off-line) – учитель анализирует ответы, оптимизирует подачу материала ученикам-слушателям (создание раздела FAQ),
–   форум,
–   информация об учениках, обучающихся на том же курсе.
–   ICQ, Skype, E-mail, телефон,
–   рейтинг учителя.
И многое другое.
Рынок программных продуктов для дистанционного обучения является одним из самых динамичных. По оценкам отечественных специалистов, спрос на дистанционное образование только в России сопоставим с потребностями в дневной очной форме обучения, и составляет примерно 1,5 млн. человек в год. В США же, например, десятки тысяч семей обучают своих детей на дому полностью на основе дистанционных технологий, высвобождая время для удобного и эффективного его использования.
Во всем мире множество компаний разрабатывают системы дистанционного обучения. В следующих статьях мы рассмотрим особенности зарубежных и российских систем дистанционного обучения.